Исследования, которые проводились в течение последнего десятилетия в ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины», показали, что здоровыми можно считать лишь 23,3% современных школьников г. Киев, а у 47,4% из них диагностированы хронические заболевания.
Существенный рост приобрела частота болезней органов дыхания (54,5%), пищеварения (41,8%), нервной, эндокринной (11,8%) и костно-мышечной систем. В течение школьных лет во всех опытных группах детей растет частота хронической патологии (с 22,5% до 40,5%), при этом увеличивается частота заболеваний носоглотки, органов пищеварения, нервной, эндокринной и костно-мышечной систем.
В таких условиях целесообразно создание системы реабилитационно-профилактических мероприятий именно во время пребывания ребенка в школе, что позволит этому контингенту детей выйти за рамки медицинских учреждений, проводить большую часть своей жизни в школьном коллективе, среди сверстников, важно также для формирования его личности и психосоциального климата в семьях.
В созданных медицинских оздоровительных кабинетах комплекс профилактически-реабилитационных мероприятий реализовался семейным врачом, педиатром в школе или в первичном звене, медицинскими работниками, психологом и учителями с привлечением к активному сотрудничеству родителей, опекунов.
Воспитание здорового и социально дееспособного ребенка осуществлялось по системе курсового оздоровления, представляла собой совокупность взаимосвязанных мер медицинского, гигиенического, психологического, педагогического и научно-исследовательского характера:
1. Повышение санитарно-просветительского уровня детей и их родителей, оптимизация режима дня и отдыха с привлечением к сотрудничеству семьи, привитие гигиенических навыков детям на уроках благодаря соответствующим школьным программам, а также путем внеклассной образовательной работы, проведения лекций, общих оздоровительных мероприятий, физкультурных мероприятий.
2. Рационализация питания: просветительские мероприятия для семьи, реализация программ школьного питания (внедрение продуктов функционального питания, «школьное молоко»).
3. Главной целью физкультурно-оздоровительных мероприятий является укрепление адаптационных возможностей детей школьного возраста, предотвращение появления переутомления и «хронической» усталости.
4. Для получения общеоздоровительного эффекта, повышения адаптационных возможностей ребенка в школьном заведении или приспособление к условиям начальных классов школы целесообразно курсовое применение поливитаминно-минеральных комплексов.
5. Не медикаментозная стимуляция естественной антиоксидантной системы защиты организма путем внедрения новых альтернативных методов особенно актуальна у школьников, которые вынуждены длительное время получать большое количество фармакологических препаратов. Применение синглетно-кислородной терапии (СКТ) является альтернативой антиоксидантной медикаментозной защиты и может применяться как в комплексе с магнитно-лазерной терапией, так и самостоятельно с целью профилактики и реабилитации детей с рекуррентными заболевания органов дыхания, функциональными нарушениями пищеварительной системы. У части детей могут применяться медикаментозные средства антиоксидантной терапии, которые являются естественными метаболитами организма (янтарная кислота).
6. Школьники с психоэмоциональными расстройствами, формированием длительного «школьного стресса», нарушениями процессов памяти и внимания, которые приводили к снижению успеваемости в учебе на фоне увеличения нагрузки школьных программ, требующих периодического применения не только предупредительных (профилактических), но и восстановительных ( лечебных) мероприятий. Курсовое применение в старшей возрастной группе растительных адаптогенов на основе экстракта Гинкго билоба имело положительное влияние на процессы умственной работоспособности, памяти, способность активировать скорость мышления и увеличить уровень информационных процессов.
7. Для коррекции микробиоценоза у детей с патологией органов пищеварения, частыми респираторными, аллергическими заболеваниями дифференцированно назначались курсами современные мультикомпонентные синбиотики «Симбитер».
8. Для улучшения психоэмоционального здоровья школьников, родителей и школьных работников проводятся общие и индивидуальные занятия и беседы.
9. Целесообразно проведение регулярных мероприятий по санации хронических очагов инфекции, дегельминтизации, коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, предотвращения остеопороза).
Эффективность разработанного профилактически-реабилитационного комплекса определена снижением частоты патологических поражений, значительной экономией бюджетных средств и высоким коэффициентом социальной эффективности (по результатам оценки родителей).
Таким образом, проведение медицинских оздоровительных мероприятий в школе будет способствовать улучшению состояния здоровья школьников, положительно повлияет на способность ребенка к обучению, повысит ее доверие к школе и государству, самооценку и мотивацию к обучению, и увеличит уверенность родителей в том, что государство и школа способны предоставить эффективную поддержку здоровья их ребенка.
Внедрение системы МОК в рамках общеобразовательного учебного заведения обеспечит и гарантирует предоставление учащимся полноценный доступ к образованию, уменьшение количества пропусков занятий в школе, активное участие в школьной жизни, оставаться здоровыми и поднять свой академический потенциал.
Полный текст статьи об организации профилактически-реабилитационных мероприятий у детей в условиях школы Вы найдете в публикации ГУ «Інститут педіатрії, акушерства і гінекології НАМН України» по этой ссылке.