В течение последних лет в Украине сложилась негативная ситуация с состоянием здоровья детей, что связано с воздействием на них различных факторов биологического, социально-экономического, экологического, медико-организационного характера.
Как свидетельствуют статистические материалы Министерства здравоохранения наблюдается тенденция к росту общей заболеваемости детей, увеличение распространенности хронических заболеваний и уровень детской инвалидности. Особого внимания в этом плане требуют дети дошкольного и школьного возраста.
Научные исследования института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН по поводу состояния здоровья этих контингентов детей показали, что при обследовании детей семи дошкольных заведений. Киева, которые готовились к школе, только 22,7% из них были отнесены к группе здоровых, а в 51,7% детей имели различные хронические заболевания.
Первые места среди выявленной патологии по нашим данным занимают болезни органов дыхания (носоглотки), органов пищеварения, нарушения костно-мышечной системы, нервной и эндокринной систем. Отмечено, также, рост уровня болезней органов зрения и отклонений со стороны сердца и сосудов.
В течение учебного года процент здоровых детей уменьшился с 27,2% до 18,8%, а количество детей с хронической патологией вырос с 36,1% до 53,6%. Проведенные научные исследования по поводу оценки состояния здоровья детей, побудил нас разработать новые подходы к оздоровлению их в условиях учебных заведений.
Обсудив проблемы сохранения здоровья детей с директорами базовых школ и родительскими комитетами было принято решение об организации профилактических и оздоровительных мероприятий для детей в условиях учебного заведения.
Важным мероприятием было создание оздоровительного кабинета в базовых школах (№34 и №70 г. Киева). Создание и организация функционирования оздоровительного кабинета в базовых школах №34 и №70 г.Киева проводилась под руководством заведующего кафедрой физиотерапии и реабилитации Национальной медицинской академии последипломного образования доктора медицинских наук, профессора САМОСЮК И.З. и руководителя научно-методического центра «Мединтех», кандидата технических наук Чухраева Н.В., которые имеют большой опыт в этом деле.
Общая характеристика аромаоздоровительных процедур и обоснование их использования в условиях детских учреждений.
На сегодняшний день не только в медицинской сфере, но и в быту возросло понимание того, что от лечения и профилактики химическими лекарственными средствами необходимо переходить к эффективным и нетоксичным природным средствам, польза которых проверена тысячелетиями. Особую ценность среди таких средств имеют эфирные масла, которые используются для аромапрофилактики и ароматерапии перед и в период вспышки сезонных вирусных инфекций, респираторных заболеваний, а также для оздоровления детей. Указанные биологически активные вещества повышают иммунитет и резистентность к инфекциям, обладают мощным антимикробным и противовирусным действием.
Чаще всего используют эфирные масла лаванды, мяты перечной, пихты и эвкалипта не более 3 -5 капель на процедуру в комнате 20-25 м2.
Однако нужно учитывать, что эфирные масла и другие биологически активные вещества тех же растений обнаруживают не всегда одинаковое действие на организм. В частности, возможны случаи аллергии у детей к летучим веществам или усиление аллергии другого генеза – бытовой, пищевой, пыльцовой, сезонной, медикаментозной. Поэтому целесообразно осуществлять постоянный контроль восприятия процедур (особенно первых 2-3) каждым ребенком с проведением до и после процедуры измерений частоты дыхания, сердечных сокращений и артериального давления.
Основные показания для использования аромаоздоровительных процедур:
• общеоздоровительное влияние;
• профилактика и лечение заболеваний верхних дыхательных путей (различные формы тонзиллитов)
• патология нервной системы (функциональные расстройства центральной нервной системы, неврозы в форме неврастении, невротические состояния, логоневрозы и др.);
• заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, гипотония)
• заболевания органов системы пищеварения (функциональные расстройства).
Применение синглетно-кислородной терапия в условиях учебных заведений.
Синглетно-кислородный метод терапии был предложен в 1996 году шведским ученым Энтони Ваном как альтернативная методика антиоксидантной защиты. Активация кислорода происходит за счет воздействия ультрафиолетового облучения. Активированный кислород живет короткое время и затем переходит в свое обычное состояние. Процесс синглетно-триплетного перехода сопровождается излучением ультрафиолетовых волн, которые активизируют звено биохимических и биофизических процессов, направленных на нормализацию обменно-окислительных реакций организма. За годы применения метод отлично зарекомендовал себя в различных клиниках Европы, Америки и СНГ.
Синглетный кислород, который мы применяли для оздоровления детей, получался с помощью аппарата «МИТ-С» для приготовления синглетно-кислородной смеси с использованием генераторов ультрафиолетового и квазилазерного излучения и двойной магнитной обработки.
Синглетно-кислородная смесь представляет собой туман, куда входит кроме синглетного кислорода (1О2), пары воды, оксид азота (NO) и воздуха. Нами применялась методика структурирования воды для приготовления синглетно-кислородных пенок. Использование растворов происходило сразу же после их приготовления.
Использование метода целесообразно при:
• Проведении общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий для детей;
• Патологии органов дыхания без декомпенсации и в период вне обострения;
• Заболевания органов системы пищеварения;
• Переутомлении и нервно-астенических состояниях ребенка;
• Заболевании опорно-двигательного аппарата (сколиозы, остеохондрозы)
• Заболеваниях органов внутренней секреции.
Об эффективности использования синглетно-кислородной терапии свидетельствуют научные исследования, проведенные институтом педиатрии, акушерства и гинекологии по оздоровлению детей с наличием хронических заболеваний верхних дыхательных путей в базовых школах.
Назначение детям синглетно-кислородных коктейлей в течение 10 дней позволило значительно уменьшить количество патогенной микрофлоры в носоглотке, повысить уровень нормальной микрофлоры и снизить активность воспалительного процесса.
В результате применения метода наблюдалось общее улучшение состояния здоровья детей, снижение острой заболеваемости, нормализация бактериальной микрофлоры у детей с хроническим тонзиллитом, «восстановление» микробиоценоза носоглотки, улучшение успеваемости, понижение уровня невротических и депрессивных состояний.
Так, количество патогенных стафилококков в носоглотке снизилась с 53,1% до 3,1%, стрептококков с 21,9% до 0%. При этом отмечено достоверное повышение количества лактобактерий. (Материалы опубликованы в журнале «Перинатология и педиатрия» .- 2007. №7).
Синглетно-кислородная терапия должна стать одним из базовых методов оздоровления детей в организованных коллективах. Синглетно-кислородные смеси представляют собой обогащенные синглетным кислородом ингаляции, коктейли, приготовленные на основе бутилированной столовой и минеральной воды, фиточаев, соков, растительных сиропов.
Противопоказания к применению метода: Не выявлено.
Применение магнито-лазерной и ультлазвуковой терапии (МЛУЗТ) в условиях учебных заведений.
Применение МЛУЗТ при патологии органов желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата обусловлено влиянием комбинированных физических факторов на основные звенья патогенетического процесса и стимуляцией саногенных механизмов. При этом МЛУЗТ проявляет: противовоспалительное, мембраностабилизирующее, антиоксидантное (при адекватной дозе) и обезболивающее действие, стимулирует репаративные процессы в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.
Наиболее эффективно применение МЛУЗТ при хроническом гастрите, хронических заболеваниях печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, хроническом тонзиллите, гайморите и рините, шейном остеохондрозе и сколиозе.
Методика ультразвукового воздействия известна физиотерапевтам, но важно использовать именно низкочастотный ультразвук (аппарат МИТ-11), который способен проникать в биологические ткани на глубину до 12 сантиметров.
Совместное воздействие ультразвуковой и магнитолазерной терапии может быть реализовано в аппарате МИТ-11 ее также эффективно комбинировать с лазерной рефлексотерапии. Уже после 1-2 сеансов МЛУЗТ наблюдается уменьшение воспалительных реакций, болевой симптоматики, улучшение микроциркуляции и ускорения регенеративных процессов.
Выводы.
Проведенные научные исследования в рамках межведомственной комплексной программы «Здоровье нации» обнаружили значительные проблемы в состоянии здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях – обращает на себя внимание увеличение количества детей с отклонениями в состоянии здоровья в течение учебного года, снижение показателей функциональных возможностей организма детей и психоэмоционального состояния.
Эта ситуация связана со значительным влиянием школьной нагрузки, отсутствием внимания к организации физического воспитания, несоблюдением режима труда и отдыха детьми и недостаточной организацией медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
Предложенные методические рекомендации, разработанные на основе опыта базовых школ. Предлагаются новые подходы к улучшению организации медицинской помощи школьникам общеобразовательных учреждений.
Внедрение предложенных мероприятий по сохранению здоровья детей в школах, в которых проводилась их апробация, позволило уменьшить заболеваемость школьников. Так, анализируя пропуски уроков учеников школы №34 г. Киева, установлено, если в 2006-2007 учебном году пропуски уроков по причине заболеваний составляли: в младших классах 1609 дней, в средних класс – 1328 дней, в старших классах – 1695 дней на 100 детей.
После проведенного оздоровления в 2008-2009 учебном году эти показатели снизились среди детей младших классов на 25,3%, среди учащихся средних классов – на 20,3%, а среди детей старших классов – на 34,4%. Это свидетельствует о эффективности внедренных мероприятий и о целесообразности их использования в общеобразовательных учреждениях.
Более подробную информацию об организации и внедрения профилактических и оздоровительных мероприятий для детей в условиях учебных заведений вы найдете в методических рекомендациях по этой ссылке.